+7 (495) 971-05-50  +7 (901) 517-57-33

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Курс посвящен развитию журналистики в России с первых рукописных газет XVIII в. — «Вести-Куранты» и до настоящего времени (начало XXI в.)

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Курс посвящен развитию журналистики в России с первых рукописных газет XVIII в. — «Вести-Куранты» и до настоящего времени (начало XXI в.)

Курс посвящен развитию журналистики в России с первых рукописных газет XVIII в. — «Вести-Куранты» и до настоящего времени (начало XXI в.). История медиа рассматривается в общественно-политическом и культурном контекстах. История отдельных изданий и деятельность персон, внесших определенный вклад в индустриальное развитие (журналистов, издателей, литераторов, цензоров и т.д.), вписана в общую систему масс-медиа различных временных периодов.

КУРС ОРИЕНТИРОВАН НА ШИРОКУЮ АУДИТОРИЮ:

  • старшеклассников
  • абитуриентов
  • студентов ВУЗов, для которых журналистика и коммуникации не являются профильными направлениями подготовки
  • а также широкого круга зрителей, стремящихся углубить свои познания в области отечественной социально-политической и культурной истории

Курс посвящен развитию журналистики в России с первых рукописных газет XVIII в. — «Вести-Куранты» и до настоящего времени (начало XXI в.). История медиа рассматривается в общественно-политическом и культурном контекстах. История отдельных изданий и деятельность персон, внесших определенный вклад в индустриальное развитие (журналистов, издателей, литераторов, цензоров и т.д.), вписана в общую систему масс-медиа различных временных периодов.

КУРС ОРИЕНТИРОВАН НА ШИРОКУЮ АУДИТОРИЮ:

  • старшеклассников
  • абитуриентов
  • студентов ВУЗов, для которых журналистика и коммуникации не являются профильными направлениями подготовки
  • а также широкого круга зрителей, стремящихся углубить свои познания в области отечественной социально-политической и культурной истории

ИЗ КУРСА ВЫ ПОЗНАКОМИТЕСЬ:

  • с основными журналистскими профессиями и их содержанием
  • с биографией ключевых персон, оказавших влияние на развитие журналистики. Не только журналистов и издателей, но также государственных и общественно-политических деятелей, писателей и т.д.

ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

  • представление о том, как менялась российская система масс-медиа в различные периоды ее развития
  • представление о развитии законодательства в сфере СМИ и коммуникаций

ВЫ УЗНАЕТЕ:

  • о роли государства и бизнеса на разных этапах существования отечественной медиасистемы

преимущества курса

УДОБНЫЙ

ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА

20 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ

ВИДЕОЗАПИСЬ

ВСЕХ ЗАНЯТИЙ

рекомендации

Курс «История отечественной журналистики» составлен линейно, первые 13 лекций рекомендуется изучать последовательно, так как повествование идет в хронологическом порядке. Лекция 14, посвященная профессиям в сфере журналистики, автономна, ее можно прослушать как в начале курса, так и в конце. После каждой видеолекции рекомендуется выполнять тестовые и практические задания.

рекомендации

Курс «История отечественной журналистики» составлен линейно, первые 13 лекций рекомендуется изучать последовательно, так как повествование идет в хронологическом порядке. Лекция 14, посвященная профессиям в сфере журналистики, автономна, ее можно прослушать как в начале курса, так и в конце. После каждой видеолекции рекомендуется выполнять тестовые и практические задания.

Мы предлагаем вам посмотреть бесплатную Лекцию №1: РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В XVIII ВЕКЕ.

Остальные лекции будут доступны после регистрации!

структура курса

ЛЕКЦИИ 1 - 7
ЛЕКЦИЯ 1. РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В XVIII ВЕКЕ

Задание:

1. Прочитайте 2 или 3 заметки, опубликованные в рукописной газете «Вести. Куранты». Выпишите на листе бумаги, чем они похожи на публикации в современных масс-медиа, и в чем Вы видите различия между ними.
2. Прочитайте полемические тексты Екатерины II, опубликованные в журнале “Всякая всячина”. Почему, на Ваш взгляд, императрица вступила в полемику с А. Новиковым по вопросам эстетического характера? В чем полемисты были не согласны друг с другом? Чья точка зрения Вам ближе?

ТЕСТИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 2. РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Задание:

1. Выпишите на листе бумаге российских императоров, правивших в период с 1800 по 1865 гг., а также основные журналы, которые издавались в этот период. Проанализируйте, чем отличалась медиасистема (набор ведущих печатных изданий) при каждом из правителей.
2. Выберите один из журналов, издававшихся в период с 1800 по 1865 гг. Опишите его редакционную политику, целевую аудиторию, укажите основных конкурентов и оппонентов.

ТЕСТИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 3. РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Задание:

1. Подготовьте карточки с названиями ведущих российских писателей второй половины XIX в. Разложите их по группам в зависимости от общественно-политической направленности. На каждой из карточек напишите фамилии русских писателей и поэтов, которые сотрудничали с данным журналом. Какие авторы сотрудничали с изданиями только из одной группы? Были ли авторы, которые сотрудничали с журналами из разных групп?
2. Прочитайте фельетон А. Амфитеатрова «Господа Обмановы». Как бы Вы поступили на месте главного редактора газеты «Россия» В. Дорошевича – опубликовали этот текст или нет? Объясните свою позицию.

ТЕСТИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 4. РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В 1905-1917 ГГ. ЧАСТЬ 1

Задание:

1. Дайте оценку реформы правительственных СМИ, предпринятой С. Татищевым. Что бы Вы предложили изменить и почему?
2. Выпишите названия основных политических партий, существовавших в России между двух революций. Охарактеризуйте позицию каждой из них по отношению к СМИ.

ТЕСТИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 5. РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В 1905-1917 ГГ. ЧАСТЬ 2
Задание:

1. Придумайте и обоснуйте концепцию несуществующего печатного издания, которое Вы бы стали издавать в период с 1905 по 1917 г.
2. Прочитайте рецензию В. Ленина на сборник А. Аверченко «12 ножей в спину революции». Почему автор рецензии решил отозваться на эту книгу? С чем в оценках В. Ленина Вы согласны, а с чем – нет?

ТЕСТИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 6. СОВЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В 1918-1927 ГГ.
Задание:

1. Составьте хронологию закрытия большевиками ведущих буржуазных изданий после Октябрьской революции 1917 г.
2. Прочитайте одно из писем В. Короленко к А. Луначарскому. Почему, на Ваш взгляд, оно не было опубликовано, и адресат оставил его без ответа?

ТЕСТИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 7. СОВЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В 1927-1939 ГГ.

Задание:

1. Выберите один из сталинских политических процессов и напишите эссе (5-7 тыс. знаков) о том, почему он стал возможен.
2. Проанализируйте концепцию одного из печатных изданий конца 1920-х и 1930-х гг.

ТЕСТИСТОЧНИК

ЛЕКЦИИ 8 - 14
ЛЕКЦИЯ 8. СОВЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В 1939-1953 ГГ. (ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ, ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД)

Задание:

1. Прочитайте стихотворение К. Симонова «Жди меня». Почему это стихотворение пользовалось такой популярностью и считается одним из лучших поэтических произведений о войне?
2. Прочитайте Фултоновскую речь У. Черчилля. Выпишите выражения, впоследствии ставшие крылатыми. Какие положения, высказанные Черчиллем, могли послужить сигналом к началу Холодной войны?

Снимите 5-10 минутный ролик на смартфон или любую камеру. Откройте этот минифильм в IMovie или любом другом редакторе. Подберите 3 разных музыкальных фрагмента (по жанру или настроению). Поочередно смонтируйте их с видео. Выберите наиболее подходящий.

ТЕСТИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 9. СОВЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ПЕРИОД ОТТЕПЕЛИ (1953-1964 ГГ.)

Задание

1. Выпишите изменения, произошедшие в системе советских СМИ в период Оттепели. Дайте характеристику данным изменениям.
2. Проанализируйте, в чем заключались основные отличия в редакционной политике «Нового мира» в период Оттепели при К. Симонове и Н. Твардовском? При ком, на Ваш взгляд, журнал был более интересен советскому читателю? Обоснуйте свою точку зрения.

ТЕСТИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 10. СОВЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ЭПОХУ ЗАСТОЯ (1965-1984 ГГ.)

Задание:

1. Прочитайте одну из глав повести С. Довлатова «Компромисс». В чем заключался компромисс, на который пришлось пойти автору? Как могла бы выглядеть публикация, если бы герой Довлатова написал ее так, как считал нужным?
2. Сравните программу передач Первого канала в 1970-е гг. и сейчас. Что изменилось и почему?

ТЕСТ ИСТОЧНИК 

ЛЕКЦИЯ 11. РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

Задание:

1. Проанализируйте, как развивалась карьера ведущих программы «Взгляд»? У кого из них она оказалась наиболее успешной? Почему?
2. Посмотрите одну из передач «Познер». Выпишите, что Вам нравится и что не нравится в В. Познере как журналисте.

ТЕСТ ИСТОЧНИК 

ЛЕКЦИЯ 12. РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В 1990-Е ГГ.
Задание:

1. Выпишите основные изменения, которые произошли в системе российских СМИ в 1990-е гг. Дайте им характеристику: какие из них были позитивными, какие негативными. Обоснуйте свою точку зрения.
2. Прочитайте “Закон о СМИ” в первой и современной редакциях. Зафиксируйте основные изменения. Почему, на Ваш взгляд, они стали необходимы?

ТЕСТ ИСТОЧНИК 

ЛЕКЦИЯ 13. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕДИАСИСТЕМЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ
Задание:

1. Напишите эссе (5-7 тыс. знаков) об одном из современных телеведущих. Объясните свой выбор. Чем он Вам нравится и чем не нравится?
2. Коротко опишите аудиторию основных русскоязычных социальных сетей – так, как Вы ее себе представляете. Объясните, почему Вы пользуетесь или не пользуетесь каждой из этих социальных сетей.

ТЕСТ ИСТОЧНИК 

ЛЕКЦИЯ 14. ПРОФЕССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ЖУРНАЛИСТИКОЙ
Задание:

1. Выпишите журналистские профессии, которые Вы знаете. Что между ними общего? Какими специальными навыками и умениями должен обладать представитель каждой из этих профессий?
2. Из числа журналистских профессий выберите ту, которая Вас привлекает больше, чем остальные. Сформулируйте не менее пяти причин, почему Вам хотелось бы овладеть именно этой профессией, а не другими.

ТЕСТ

структура курса

Все лекции доступны только зарегистрированным пользователям. Если вы уже зарегистрированы, пожалуйста, войдите на сайт

Регистрация нового пользователя
*Обязательно для заполнения

Автор курса

ДАВЫДОВ СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ 

 кандидат философских наук, доцент, заместитель декана, доцент факультета Коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Член Союза журналистов России, Российского общества социологов, ESOMAR.

Автор курса

ДАВЫДОВ СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ 

 кандидат философских наук, доцент, заместитель декана, доцент факультета Коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Член Союза журналистов России, Российского общества социологов, ESOMAR.

библиография

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ:

Ахмадулин Е.В., Овсепян Р.П. История отечественной журналистики XX века. – 2-е изд. — М.: Юрайт, 2016.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. – 2-е изд. – М.: МедиаМир, 2014.

Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. Страницы истории. – М.: Искусство, 1976.

Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. — М.: Аспект пресс, 2004.

Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). — М: Флинта: Наука, 2000.

Жирков Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы. — М: Флинта, 2016.

Жирков Г.В. История цензуры в России XIX — XX вв. — М.: Аспект Пресс, 2001.

Засурский Я.Н. Искушение свободой: Российская журналистика 1990-2004. – М.: Издательство Московского университета, 2004.

Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. – М.: Издательство МГУ, 2001.

История русской журналистики XVIII-XIX веков / Под ред. А.В. Западова – М.: Издательство «Высшая школа», 1973.

Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). – М: Флинта: Наука, 2006.

Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века. — М.: Флинта: Наука, 2004.

Медиасистема России. Учебное пособие / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2015.

Стровский Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода. — Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1998.

Телерадиоэфир: история и современность / Ред.: Я.Н. Засурский. — М.: Аспект Пресс, 2005.

Шамин С.М. Куранты XVII столетия: Европейская пресса в России и возникновение русской периодической печати. — М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2011.

Хотите знать больше?

Записывайтесь на углубленный онлайн-курс

Записывайтесь на углубленный онлайн-курс





×





×





×





×