+7 (495) 971-05-50  +7 (901) 517-57-33

РЕЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Курс направлен на овладение мощнейшим оружием, которым является речь.

РЕЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Курс направлен на овладение мощнейшим оружием, которым является речь.

Курс направлен на овладение мощнейшим оружием, которым является речь. Живя среди людей, мы вынуждены быть понятными, а главное – быть убедительными, так как от этого зависит решение очень многих поставленных перед нами задач, как самых незначительных, так и жизненно важных.

Люди даже не догадываются о психологическом восприятии слухом таких факторов, как звучность, тембр, высота, темп и артикуляция, визуализация текста, голосовая логика речи. Если уметь «увидеть» то, о чём говоришь, чтобы транслировать эту картинку на собеседника – тогда человек начинает видеть ситуацию вашими глазами. В контексте данного курса рассматриваются знания о правилах построения голосовых фигур речи и умение голосом чётко донести суть сообщения.

 

КУРС ОРИЕНТИРОВАН НА ШИРОКУЮ АУДИТОРИЮ:

  • школьников
  • старшеклассников
  • абитуриентов и студентов ВУЗов,
  • преподавателей любых учебных заведений
  • а так же представителей практически всех профессий, предполагающих использование речи как эффективного инструмента
  • курс полезен тем, кто стремится к личному и профессиональному росту и самосовершенствованию

Курс направлен на овладение мощнейшим оружием, которым является речь. Живя среди людей, мы вынуждены быть понятными, а главное – быть убедительными, так как от этого зависит решение очень многих поставленных перед нами задач, как самых незначительных, так и жизненно важных.

Люди даже не догадываются о психологическом восприятии слухом таких факторов, как звучность, тембр, высота, темп и артикуляция, визуализация текста, голосовая логика речи. Если уметь «увидеть» то, о чём говоришь, чтобы транслировать эту картинку на собеседника – тогда человек начинает видеть ситуацию вашими глазами. В контексте данного курса рассматриваются знания о правилах построения голосовых фигур речи и умение голосом чётко донести суть сообщения.

КУРС ОРИЕНТИРОВАН НА ШИРОКУЮ АУДИТОРИЮ:

  • школьников
  • старшеклассников
  • абитуриентов и студентов ВУЗов,
  • преподавателей любых учебных заведений
  • а так же представителей практически всех профессий, предполагающих использование речи как эффективного инструмента
  • курс полезен тем, кто стремится к личному и профессиональному росту и самосовершенствованию

ИЗ КУРСА ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

  • в руки мощное орудие воздействия – профессиональный сочный, действенный голос, чёткую дикцию и логически выстроенную речь
  • представление о том, как формируются «голосовые фигуры речи», создающие логику звучания

ВЫ НАУЧИТЕСЬ:

  • чётко видеть и выстраивать как конечную цель любой коммуникации, так и точное видение всей речевой ситуации целиком, со всеми её смысловыми пластами
  • адресно воздействовать на каждого слушателя, от одного до многомиллионной аудитории

ВЫ УЗНАЕТЕ:

  • что такое «дистанция доверия», и каким образом высота звучания вашего сообщения влияет на то, как вашу речь воспринимает слушатель

преимущества курса

УДОБНЫЙ

ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА

15 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ

ВИДЕОЗАПИСЬ

ВСЕХ ЗАНЯТИЙ

рекомендации

Курс «Речевые технологии» содержит апробированные авторские методики, позволяющие за недолгий временной период овладеть профессиональным голосом и логически выстроенной речью, за счёт подачи материала, системы самостоятельной работы; его легко пройти в той последовательности, в какой преподаватель составил курс.

рекомендации

Курс «Речевые технологии» содержит апробированные авторские методики, позволяющие за недолгий временной период овладеть профессиональным голосом и логически выстроенной речью, за счёт подачи материала, системы самостоятельной работы; его легко пройти в той последовательности, в какой преподаватель составил курс.

Мы предлагаем вам посмотреть бесплатную Лекцию №1: ВВЕДЕНИЕ. НАЧАЛО РАБОТЫ С АРТИКУЛЯТОРАМИ.

Остальные лекции будут доступны после регистрации!

структура курса

ЛЕКЦИИ 1 — 5
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. НАЧАЛО РАБОТЫ С АРТИКУЛЯТОРАМИ
Задание:

Упражнения для артикуляторов.
Каждое упражнение делается 10 раз, по окончании каждого упражнения «фыркнуть», сняв мышечную нагрузку с артикуляторов.
Делать артикуляционную гимнастику необходимо каждый день в течение месяца, а потом можно оставить, как еженедельное, поддерживающее мышцы артикуляторов в тонусе, комплексное упражнение.
Принципы и этапы работы с артикуляторами:
­ с максимальным напряжением «прорабатываются» мышцы языка;
­ так же работаем с губами – они отвечают за энергетику речи;
­ активно работающая нижняя челюсть делает голос более глубоким.
1. Упражнения для Языка.
1). Язык с силой выдавливает поочерёдно каждую щёку.
2). Язык с силой проводит 10 кругов между зубами и сомкнутыми губами – сначала в одну сторону, затем 10 в другую.
3) Потянуться языком к подбородку, убрать.
4). Потянуться языком к носу, убрать.
5). Зацепиться кончиком языка за верхние зубы, с силой начать выдавливать наружу корень языка, в конце «выстрелить».
6). Зацепиться кончиком языка за нижние зубы, выдавить корень языка между чуть прижатыми зубами.
7). Вытянуть вперёд язык трубочкой (если трубочкой не получается – сильно кончиком языка тянуться вперёд).
2. Упражнения для Губ.
1). Растянуть губы в «оскал», затем напряжённые губы по зубам стянуть в «трубочку» и, не расслабляя, растянуть обратно.
2). Передние зубы сжаты, челюсть зафиксирована, а губы, вытянутые «трубочкой», описывают большой полный круг. Упражнение выполняется сначала 10 раз в одну, затем в другую сторону.
3). Подтянуть, поднять максимально вверх верхнюю губу (нижняя при этом остаётся неподвижной), задержать, опустить.
4). «Пожевать губы». Завернуть губы внутрь, провести нижней губой по верхним зубам, не расслабляя губы, вытянуть вперёд «трубочкой».
3. Упражнения для Нижней челюсти.
1). Максимально оттянуть вниз челюсть, зафиксировать, закрыть рот.
2). Челюсть совершает полный круг 10 раз в одну сторону, затем 10 раз в другую («жвачное животное»).
3). Челюсть совершает полный круг 10 раз вверх-вперёд-вниз-назад.
4). Челюсть совершает полный круг 10 раз вниз-вперёд-вверх-назад («экскаватор»).

ИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 2. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА
Задание:

Голосовые цепочки.
Порядок выполнения задания:
1. «скинули шубку»,
2. «открыли зонтик» рёбер,
3. «Майкл Джексон», «горячая картошка»,
4. «Мммм», удерживая «клюв» ­ оттягиваем вниз челюсть и переходим на «Моооо».
Выполняем: МО-МА-МУ-МЫ(и)
МАМА-МИНА-МАННА-МЕНЮ-МИНИМУМ.
Добавьте ещё одну букву, уже не только с сонорными, т. е. звучащими в нос согласными М и Н, а и со всеми остальными.
НЕАНДЕРТАЛЕЦ-МАНКА-ТОВАРИЩИ-ПОЛУМЕРА-ЛАСТОЧКА.

ИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 3. СОЕДИНЕНИЕ РАБОТЫ ГОЛОСОВОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТОВ

Задание:

Соединим воедино новый звук и чёткую дикцию на артикуляционных цепочках. При этом цепочки закольцовываем и, если первый раз не получается на одном дыхании произнести больше 2-х, через неделю это будут уже 4, а дальше в одном «нижнем» вдохе будет умещаться 5-6 закольцованных цепочек: после последней строки снова первая, и так по кругу.
Залог успеха – вытянутые вперёд трубочкой губы, которые купол нёба удерживают для звонкого тембра, и заставляют артикуляторы работать по вертикали, ещё больше прорабатывая и укрепляя их мускулатуру. Важно помнить:
­ Сочетание работы мышц голосового и артикуляционного аппаратов
­ В совместной работе эти 2 аппарата создают общий, речевой аппарат
­ При «врабатывании» речевого аппарата необходимо внимательно следить за всеми задействованными группами мышц.

брим – бр-ли
брэм – бр-лэ
брам – бр-ла
бром – бр-ло
брум – бр-лу
брым – бр-лы

фты – тыры-тытты
фтэ – тэрэ-тэттэ
фта – тара-татта
фто – торо-тотто
фту – туру-тутту
фты – тыры-тытты

пчи – пче – пча – пчо – пчу – пчи

взмы – взмэ – взма – взмо – взму – взмы

фчим – бр-ли
фчем – бр-ле
фчам – бр-ля
фчом – бр-лё
фчум – бр-лю
фчим – бр-ли

бдги – бдгэ – бдга — бдго – бдгу – бдгы

кпты – кптэ – кпта – кпто – кпту–кпты

ИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 4. ФИЗИКА ЗВУКА. ЧАСТОТА, ЗВУКОВОЙ ДИАПАЗОН.
Задание:

1. Прочитайте на слоге «МО» следующий диалог:
­ Скажите, как пройти в библиотеку?
­ В какую?
­ В Пушкинскую.
­ Вы можете проехать две остановки до Елоховской церкви, и там спросите.
­ А от церкви далеко?
­ Нет, совсем рядом.
­ Спасибо большое.
Только не считайте слоги, не делайте упражнение, не думайте о том, КАК вы это делаете – ничего не получится! Думайте только о том, ЧТО, КОМУ и ЗАЧЕМ я говору, т. е. удерживаю в голове речевую задачу: чего я хочу добиться своими словами? Что с их помощью СДЕЛАТЬ? Или нам очень надо узнать дорогу в библиотеку, или объяснить взволнованному человеку, как туда доехать.
Следите за тем, чтобы донести мысль, а не буковки выговорить! На поставленном голосе, разделившись на пары или сами с собой в зеркале – «мо-МО-мо, мо мо-МО мо-мо-мо-МО-мо?» ­ «Скажите, как пройти в библиотеку?»
2. Поставьте логическое ударение в тексте:
Что ты ржёшь, мой конь ретивый?
Что ты шею опустил?
Не потряхиваешь гривой,
Не грызёшь своих удил?
Внимательно следим за тем, какое слово является логически ударным.
Не начинайте «раскрашивать», выделять ударением дополнения, уточнения, напоминания.
Отделяйте звучностью важную информацию от второстепенной.

ИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 5. ТЕМП. СКОРОСТЬ РЕЧИ В ЦЕЛОМ. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ
Задания

Упражнение 1.
Среднему темпу речи соответствует: спокойный и позитивный настрой; замедление на ключевых моментах речи; ускорение на дополнениях, уточнениях, напоминаниях; произнесение слов со скоростью 70-100 слов в минуту; контакт со слушателем.
Произнесите:
Пара барабанов, пара барабанов, (средне-информационная подача: средние темп и звучность)
Пара барабанов била бурю! (наиболее важное сообщение — громко и медленно)
Пара барабанов, пара барабанов, (дополнительная информация, тихо и быстро)
Пара барабанов била бой. (средне-информационная подача)
Упражнение 2.
Произнесите следующую фразу, выразительно выделяя основные слова сначала путём форсирования звука, а затем переходя к незначительному затягиванию:
Сколько пережитого за длинный год жизни можно уместить в один–единственный час?
Упражнение 3.
Длительность звучания отражает не только относительное значение слов во фразе, но и эмоции. Произнесите следующие предложения сначала просто как фактические замечания, затем с глубоким чувством:
Здесь небо такого синего цвета, какого я никогда не видал!
Дождь только досаждал, но дождь со снегом просто был невыносим.
Упражнение 4.
Продолжительность звучания отражает и некоторые смысловые оттенки. Произнесите фразы с указанием на неторопливое движение или на большой охват времени и пространства требует протяжного звучания:
Медленно, нога за ногу, вразвалочку.
Широкое и глубокое, как океан.
Бесконечное путешествие.

ИСТОЧНИК

ЛЕКЦИИ 6 — 9
ЛЕКЦИЯ 6. ЗВУКОВОЙ ДИАПАЗОН
Задание:

Каждое упражнение делается 2-3 раза. Звучать необходимо ТОЛЬКО на поставленном голосе, с задействованием опоры дыхания и резонаторов (см. лекцию №2). Технологию выполнения упражнения внимательно смотреть в видеолекции – при неверном исполнении упражнения есть опасность повреждения голосовых связок!
Упражнение «Маляр»:
Цель: развитие индивидуального высотного диапазона.
Краской крашу я карниз:
Вверх ­ вниз,
Вверх ­ вниз,
Вверх ­ вниз.
Вот и выкрашен карниз!
Упражнение «Поход».
Цель: овладеть перспективой распределения высоты голоса, динамикой развития мысли.
По тропинке узкой, горной,
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идём в поход.
За горой нас солнце ждёт.
Наш подъём всё выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам!
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало!
Упражнение «Аквалангист».
Цель – овладение нижним регистром, освоение «вводной интонации».
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Всё ниже опускаюсь, ниже,
А дно морское ближе, ближе…
И вот уж в царстве я подводном,
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром –
Полезно стать аквалангистом!
Упражнение «Прыжок».
Цель – освоение технологии «завершающей точки»
Разбег,
Прыжок,
И вот лечу,
Голосовой загиб кручу!
Теперь мне надо опуститься,
Чтоб ставить
Точку
Научиться.
Упражнение «Колокола».
В грудном регистре что за гром:
Бум-бом, бум-бом!
А в среднем – гул на целый дом:
Бим-бом, бим-бом!
Вот в головном – чистейший звон:
Динь-дон, динь-дон!
И всё звенит, гудит им в тон!
Бум-бом! Динь-дон! Бим-бом! Динь-дон!

ИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 7. ВЫСОТА
Задание

Упражнение 1.
Попробуйте в первом случае прогнать далеко находящегося слушателя, высоко и громко, во втором – убедить уйти адресата, расположенного ближе, в третьем – нежно попросить удалиться собеседника, взяв его за руку, низко и тихо.
Цель: расслабление гортани, «попадание звуком», контроль над длиной звуковой волны.
Поезжааай! За моряяя! ­ океаааны! И над всееею! Землёёёй! Пролетиии!
Упражнение 2.
Попробуйте не прогнать, а пригласить, зазвать. Здесь нужно уже включать новый профессиональный навык: механизм личной заинтересованности. Вам должно очень хотеться пригласить гостей куда-то, куда вам самим очень хочется попасть: на шашлыки, в клуб, на дайвинг, на прыжки с парашютом – придумайте, куда! Попробуйте это сделать на цирковой зазывалочке:
Диего и Родриго Фламадригосы! Пикадоры, матадоры, тореадоры! Победители позапрошлогоднего конкурса «Бриллиантовая тарантелла»!

ИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 8. ПАУЗЫ. ЛОГИКА РЕЧИ
Задания

Возьмите любые газетные тексты с ручкой или карандашом. Звуча вслух, отработайте голосовые модуляции вкупе с паузами, как показано в видеолекции. На поставленном голосе!
Обратите внимание на роль пауз в речи:
­ Паузы делают речь логичной;
­ Паузы необходимы для усвоения информации слушателем;
­ Паузы – признак хорошего тона;
­ Паузы позволяют ускорить, при необходимости, темп речи.

ИСТОЧНИК

ЛЕКЦИЯ 9. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТЕКСТА
Задание:

Придумайте 2-3 истории, в которых были бы следующие персонажи: некая Калуша, двое или более калушат и какая-то бутявка, с которыми приключилась сама история.
Очень чётко представьте картинку происходящего. Не думать, КАК я звучу, а просто следующим текстом описывать картинку, которую в голове нарисовали:
Л. Петрушевская. «Пуськи бятые»
Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит:
­ Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонились. Калуша волит:
­ О-й-ё, о-й-ё! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычурили.Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калушаволит:
­ Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
­ Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

ИСТОЧНИК

структура курса

Все лекции доступны только зарегистрированным пользователям. Если вы уже зарегистрированы, пожалуйста, войдите на сайт

Регистрация нового пользователя
*Обязательно для заполнения

Автор курса

КОЗЕЛКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

— академик Международной Академии Телевидения и Радио (IATR), член Международной конфедерации журналистов, автор методик и курсов по коммуникативным технологиям, основатель и научный руководитель «Школы коммуникации Натальи Козелковой».

Автор курса

КОЗЕЛКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

— академик Международной Академии Телевидения и Радио (IATR), член Международной конфедерации журналистов, автор методик и курсов по коммуникативным технологиям, основатель и научный руководитель «Школы коммуникации Натальи Козелковой».

Хотите знать больше?

Записывайтесь на углубленный онлайн-курс

Записывайтесь на углубленный онлайн-курс





×





×





×





×